Общинный мультимедиа центр “Чинтамани”

Город Ташкумыр

Таш-Кумыр — Тайны гор: Клад Несториан

13 Февраль 2014 год 16:07
Количество просмотров: 103

1В 1982 году мне в руки попала небольшая книжка «Иссык-Куль: путешествие в историю». Автором этой книжки был доктор исторических наук, член корреспондент академии наук Кыргызстана, Владимир Михайлович Плоских. В этой книжке я впервые познакомился с легендой об иссык-кульском кладе. В пересказе В.М. Плоских легенда выглядит так. «…Лазутчики принесли страшную весть. Верить не хотелось, но черные слухи распространялись неумолимо: десятки тысяч монгольских всадников, все разрушая на своем пути, движутся в Семиречье. Агенты Чингиз-Хана запугивали правителей, сеяли слухи. Началась паника и в столице Караханидского государства – Баласагуне. На минарете Бурана днем и ночью дежурили дозорные, до боли в глазах, всматриваясь в даль.

Несторианская колония близ города — осколок христианства в мусульманском мире- была обеспокоена заботами о сохранении многочисленных богатств, и в тайне начала снаряжать караван. До двухсот верблюдов были нагружены золотом и серебром — спасали сокровища и церковную утварь. Караван под видом торгового, в строгой секретности тронулся на юго-восток, в глубь Тянь-Шаня. И вовремя Караханидские правители без боя сдали столицу полководцам Чингиз-Хана, за что монголы назвали Баласагун «хорошим городом». Все окрестности были вытоптаны монгольской конницей и земледельческие оазисы на столетия превратились в скотоводческие пастбища.
Пройдя Кегетинским урочищем, караван по Кочкорской долине спустился к Иссык-Кулю. Далее повернули в сторону от традиционного торгового тракта и пошли по северному побережью озера.
Остановки были очень краткими, проводники неразговорчивыми. Передышку сделали лишь у монастыря на берегу озера. Пополнили караван верблюдами, заменили некоторых лошадей и спешно двинулись дальше. Вот уже заметно как северный берег Иссык-Куля смыкается с южным. Их разделяет лишь узкая полоска воды — Тюпский залив. У истоков Тюпа нагнала страшная весть: монгольские отряды организовали погоню и выслали на перехват к Санташу отряд. Караван оказался зажатым между хребтом Кунгей Ала-Тоо и озером. Впереди ожидала засада, сзади надвигалась погоня. Что оставалось делать? Выбора не было. Монахи решили спрятать богатства».
Далее в книге рассказывается о поисках клада в конце двадцатых годов нашего столетия неким Успенским. В пятидесятые годы за это уже взялось государство, но клад так и не был найден. Более подробно о поисках клада рассказано в газете «Труд» от 25 сентября 1991года. Из всех приведенных фактов заслуживает внимания только один – это сдача в 1930 году в контору «Золотоснаб» г. Пржевальска золотого молотка, найденного при поисках клада.
А теперь давайте попробуем проанализировать легенду.
Для начала немного истории.
Несториане – последователи епископа константинопольского Нестория. В 431 году на третьем Вселенском соборе они были осуждены и отторгнуты от официальной церкви. После смерти Нестория — стали преследоваться, в связи с этим, вынуждены были уходить далеко на Восток, вплоть до Китая.
Их общины встречались в Иране, в государствах Средней Азии и даже в Монголии. На протяжении поколений, сохраняя свою веру, они знакомили и приобщали к ней население этих стран, хотя больших успехов в этих странах несторианство не достигло, но в отдельных случаях даже представители власти переходили в христианство.
Как раз в описываемой легенде, снисходительно относился к несторианам и правитель кара-китаев (киданей) Гур-хан, столица которого находилась в городе Баласагун. Непосредственно перед нашествием монголов трон Гур-хана захватил сын правителя найманов — царевич Кучлук, (который сам некоторое время исповедовал христианство и даже принуждал своих подданных переходить в христианскую веру — рассказывает в своем историческом труде «Сборник летописей» очевидец тех времен Рашид-ад-дин).
После же захвата власти, Кучлук очевидно немало сделал ценных подарков общине, увеличив, тем самым, сокровища несториан.
А теперь снова вернемся к легенде.
Для захвата города Баласагун, войска монголов под предводительством полководца Джебе надвигались с востока. Проводников брали из местного населения, а проводники не могли не знать о таком водном пространстве как Иссык-Куль и, естественно, какие-то отряды монголов, произведя разведку, продвигались и вдоль северного берега озера. Монахи, зная направления, откуда надвигаются монголы, никак не могли повести сокровища навстречу движению войск: это было бы сильно рискованно. Монахи так же не могли знать, что нашествие надолго – обычно монголы, в дальних от себя странах, придерживались в то время простой тактики, разрушали города, грабили и уходили обратно, прихватив пленников и добычу.
Исходя из этих соображений, монахи, отвечающие за сокровища, могли принять два решения: вывести сокровища в укромное место, переждать и, при уходе монголов, вернуться на прежнее обжитое место.
Второе — это уйти к своему покровителю Кучлуку в Кашгар, где в это время находилась его ставка.
В обоих случаях удобный вариант пути пролегал на запад по Чуйской долине (прочь от захватчиков). Скорее всего, монахи свернули в Кара-Балтинское ущелье и пошли по торговой тропе через перевалы Киргизского и Суусамырского хребтов, где и попали в уютную, скрытую среди гор, древнюю Хайламу (Кетмен-Тюбинскую долину). Здесь можно было спокойно переждать или уйти дальше на юг, а затем, через Алай, в Кашгар. Может быть, здесь их и застала весть о том, что ставка Кучлука разбита, а Кашгар пал под натиском войск Джебе. Монахи могли сразу спрятать сокровища, а может быть и пережидали. Но на следующий год, осенью, на Маверанахр двинулись основные силы Чингиз-хана. Вести сокровища с собой через враждебно настроенное мусульманское население было опасно. Оставаться в долине надолго — значит привлечь внимание монголов: оставалось одно: в одном из удаленных ущелий в неприступной пещере спрятать сокровища, оставить поблизости верного человека и, инициировав вывоз торгового груза через перевал Кок-Бель, уйти в Ферганскую долину и, уже здесь, по одиночке, добираться до Ирана, где еще были монастыри несториан.
Если и существовал исторический факт Иссык-кульской легенды, то мне думается, что она была инсценирована монахами для того, чтобы погоня пошла по ложному следу.
Проверить же высказанную мною версию может только экспедиция в Кетмень-Тюбинскую долину, где надо изучить легенды (на факт присутствия в долине иноверцев) осмотреть древние могильники (следы христианства) и труднодоступные пещеры.
Ход моих мыслей основывается на изучении научно-популярных исторических публикаций. Особо уделялось внимание истории несторианства, и монголам, именно того отрезка времени, о котором говорится в легенде и местности, где происходили эти исторические события.
История изучения легенды имела свое продолжение.
Бывая в командировках и в турпоходах по Кетмень-Тюбинской долине, я по возможности опрашивал местных аксакалов о былях и легендах, в которых как — то упоминается присутствие в долине народа другой веры и, конечно, о сокровищах. И однажды мне повезло: в местности, где река Нарын вырывается в долину вблизи села Шопокова, на стоянке чабана, аксакал, попивая со мной кумыс, рассказал, что да, еще его дед рассказывал, что где то в горах, в пещере, спрятаны сокровища, которые охраняет огромный беркут. Сокровища спрятаны от Чингиз-хана.
О христианах аксакал ничего в своем рассказе не сказал, а на прямой вопрос ответил, что не слышал, но в одном ближайшем ущелье видел надгробные камни с китайскими знаками (иероглифами). Мы впоследствии облазили все ущелье, но ничего кроме развалин, не то мельницы, не то еще чего-то и подпольных зарослей марихуаны ничего не нашли (может не то ущелье).
Но самый интересный факт, то что где-то через год, в другом конце долины, при турпоходе к горному озеру, отдыхая на перевале, я в бинокль на соседнем хребте случайно обнаружил пещеру, которая выглядела так, как будто над ней поработала рука человека и, что самое удивительное, с правого края входа я увидел гнездо орла. Следы помета говорили о многих годах использования этого гнезда. Пещера расположена на отвесном склоне и недоступна без специального альпинистского снаряжения. У нас не было ни времени, ни технических возможностей изучить ее.
В любом случае даже если пещера не связана с сокровищами, у нее есть своя тайна. Есть мысли создать фильм по следам легенды с привязкой к этой таинственной пещере. Зрители с помощью видеокамеры первые смогут попасть внутрь. А вдруг…

В.Киреев
почетный учредитель ОФ «Чинтамани»