Общинный мультимедиа центр “Чинтамани”

Город Ташкумыр

Таш-Кумыр: Для школьников п.Кызыл-Джар провели семинар «Экошкола: мониторинг окружающей среды» — День первый

26 Январь 2014 год 16:02
Количество просмотров: 55

P1130134Общественный Фонд «Чинтамани» провел семинар «Экошкола: мониторинг окружающей среды», посвященный вовлечению молодежи в мониторинг окружающей среды в п.Кызыл-Джар, располагающегося неподалеку от уранового хвостохранилища. Семинар состоялся в рамках проекта «Снижение уровня деградации земель путем восстановления древесно-кустарникового покрова на участке в окрестностях пос.Кызыл-Джар Джалал-Абадской области». Участниками семинара стали учащиеся из 8,9,10 и 11 классов поселковой школы №6, заинтересованные в освоении экологической тематики и последующей работе в составе молодежной эко-группы п.Кызыл-Джар. Тренерами семинара стали экологи из ОсОО НПО «Илим» и ОФ «Акмена» г.Бишкек и Национальный координатор ГЭФ/ПМГ Евгения Постнова.

День первый
В первый день, в ходе утренней сессии семинара для участников был организован просмотр фрагментов знаменитого экологического фильма «HOME» (ДОМ). Это позволило раскрыть содержание таких понятий как «глобальные экологические проблемы», «загрязнение окружающей среды», «изменение климата», «устойчивое развитие» и др.
Обсуждение фильма было организовано по методу «перемещающейся дискуссии», в ходе которой участникам предлагались утверждения, с которыми они могли согласиться или не согласиться, заняв позицию около одной из трех карточек, вывешенных в различных углах аудитории: «Да». «Нет» и «Особое мнение». Итоги дискуссии, которая прошла очень активно и позволила вовлечь всех детей в живое обсуждение, показала, что в целом аудитория разделяет мнение о том, что проблемы химического загрязнения окружающей среды зачастую вызваны ненадлежащим управлением опасными химическими веществами, и с помощью химии можно не только провоцировать, но и решать современные экологические проблемы. P1130130 В ходе краткой мини-лекции участникам было рассказано о том, что такое «зеленая химия», или «химия в интересах устойчивого развития». Для закрепления участникам была предложена экологическая игра «Зеленые инженеры», в которой учатники были разделены на 3 группы, представляющих «конструкторские бюро». Каждой из групп был предложен предмет, часто используемый в быту – стул, пластиковая бутылка, моющее средство. Каждая из групп должна была по-новому посмотреть на вещества, используемые при производстве данных предметов, оценить степень риска (при их производстве, использовании и утилизации) для окружающей среды и здоровья человека, а также предложить новые, более экологичные способы производства данных вещей. После презентаций групп участникам был предложен материал для закрепления — видеоролик на тему «Зеленая циклическая экономика».
После просмотра и обсуждения видеоролика группе было предложено упражнение, «Экомагазин», позволяющее обсудить проблему использования химических веществ в быту. В рамках данного упражнения учащиеся провели анализ наиболее распространенных продуктов питания – йогуртов, напитков, печенья, чипсов, кондитерских изделий и др. на предмет их экологической безопасности.
На первом этапе игры каждая из групп «приобрела» в экомагазине понравившиеся продукты. На втором этапе с помощью предложенного тренерами раздаточного материала дети анализировали штрих-код, тип упаковочного материала, а также пищевые добавки, содержащиеся в выбранных продуктах, на предмет их экологической безопасности.
Утреннюю сессию завершила работа учащихся с экологическими плакатами «Экошкола», обсуждение которого позволило выделить основные направления работы школьных экогрупп, а также показать роль экологического мониторинга, осуществляемого школой, для местного сообщества. P1130134 После обеда и краткой разминки для участников семинара была организована практическая сессия, посвященная биоиндикации – методу определения качества окружающей среды с помощью живых организмов. Учащимся была представлена красочная презентация, в которой было показано, каким образом по организмам, обитающим в воде и их личинкам можно оценить экологическое состояние водоема – речки, пруда, озера.
P1130139Закрепление материала приводилось путем практической работы с оборудованием для биоиндикации, содержащемся в полевом экологическом комплекте, приобретенном для школы общественным фондом «Чинтамани» при финансовой поддержке ГЭФ/ПМГ. Также дети рассматривали показанные ранее в презентации объекты – дафний, личиной стрекоз, ручейников и др. – с помощью лупы и микроскопа. Особенно учащимся понравилась коробочная игра «Биоиндикация» на закрепление материала.
P1130138В завершение дня для группы было организовано упражнение «экологическая пирамида», результатом которого стали проекты, предложенные членами будущей экогруппы школы №6 п.Кызыл-Джар. Специально назначенное жюри, включающее директора, завуча школы и др., высоко оценило предложенные экопроекты и обещало содействие в их реализации.